Стоматология для всех
и для здоровья Ваших зубов

Профилактика зубочелюстных аномалий

Что делать, чтобы прикус у ребёнка (смыкание челюстей) был правильным и не проявлялся в виде лицевых нарушений, даже уродств, чтоб лицо ребёнка было красивым? Часто такие нарушения формирования челюстей видны только специалисту, врачу-стоматологу, и лишь при заметном проявлении их видят окружающие и сам ребёнок, насколько он это может понять.

Видим некрасивое лицо за счёт чрезмерного развития нижней челюсти, она наглядно выдвинута вперёд (лицо старого человека) или недоразвита, западает назад, поэтому верхняя челюсть кажется больше, выглядит как клюв (птичье лицо). Может быть и недоразвитие верхней челюсти, тогда зубы нижней челюсти, выступая вперёд, перекрывают верхнюю как у бульдога. Нередко видим ребёнка с постоянно открытым ртом: он им и дышит. Видим смещённые вправо или влево челюсти одну по отношению к другой (перекошенный рот). И это только наиболее часто встречающиеся нарушения или аномалии.

А неправильное произношение звуков (картавая речь)? Причём не у малыша, который ещё не всё может, а у ребёнка- школьника. Здесь уже и психика страдает, ровесники подсмеиваются. Нередко родители таких детей уверенно оправдывают это наследственной предрасположенностью иногда и гордятся этим. Что вот у дедушки так было у неё, мамы, и у ребёнка. Вот такие мы особенные.

Это, конечно, психологически случай непростой, оправданный незнанием (невежеством) родителей и недостатком их воспитания. А ведь чаще всего причина "картавости" в короткой уздечке языка. Это мышечный тяж, который виден при поднятии языка. Когда этот тяж (уздечка) короткий, язык мало подвижен (держит его уздечка) и некоторые звуки не могут получиться, например "Р". А решается в этом случае всё просто: хирургом - стоматологом короткая уздечка языка подрезается (подсекается), он приобретает необходимую подвижность, ребёнок самостоятельно или с помощью логопеда легко устраняет дефекты речи.

Но неправильное произношение - это самое малое, что может быть нарушено (подробнее позже), когда просмотрели в раннем возрасте, у новорождённого. Кроме таких ярких, но неприятных проявлений, зубо-челюстные аномалии (ЗЧА) включают в себя нарушение количества прорезавшихся зубов: их больше или меньше, нарушение формы, размеров, расположения и изменения сроков прорезывания. От чего все эти нарушения? Причина не одна!

Принято выделять внутренние факторы риска. Это наследственная обусловленность, нарушение внутриутробного развития, болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания. Правда, следствием этих нарушений чаще бывают более тяжёлые патологии, однако и те, о которых говорилось вначале и наружные факторы риска.

Здесь надо обратить внимание родителей, прежде всего, на метод вскармливания новорождённого, как естественный, так и искусственный. Ребёнок рождается с недоразвитой нижней челюстью (это норма), она выглядит запавшей назад. Природа предоставила ей возможность доразвиться сразу после рождения путём нагрузки на неё во время сосания груди матери, это тяжёлый труд и он необходим. Здесь активно работает язык, мышцы, расположенные под языком (мышцы дна полости рта), мышцы губ. Любой работающий орган растёт и развивается. К моменту прикорма 6-8 месяцев нижняя челюсть достаточно развита.

Если ребёнок родился с короткой уздечкой языка, сосать ему больно и он бросает (но есть и другие причины этого отказа). Поэтому, прежде чем перевести на искусственное вскармливание, убедитесь, проконсультировавшись у стоматолога, ни короткая ли уздечка тому причиной. Если это так, то быстрое решение этой проблемы вернёт ребёнка к естественному вскармливанию и беды не будет, челюсть разовьётся в срок. В случае, когда ребёнок всё же вскармливается с помощью соски, важно обеспечить ему необходимую нагрузку, чтобы пища не лилась из неё, а высасывалась с определёнными усилиями. Тогда развитие челюсти пройдёт полноценно. То есть не делать больших отверстий в соске.

Кроме этого, на развитие зубочелюстных аномалий влияют вредные привычки малыша: длительное сосание пустышки, пальца, языка, щёк, неправильная осанка, положение головы во время сна (запрокинута или высоко поднята), подкладывание кулачка под щёку. Эти помехи помогают формированию прикуса, при котором рот открыт или перекошен. При попытке ребёнка постоянно находиться с незакрытым ртом, надо понять: это - просто привычка или нездоров нос и трудно дышать.

Дома без врача можно проверить так: предложите ребёнку набрать в рот немного воды и чем-нибудь займите, например рисованием. Если он тут же глотает и открывает рот - ведите к ЛОР-врачу (нос нездоров, не дышит), если сидит и рисует с закрытым ртом, значит с носом всё в порядке, просто привычка держать рот открытым. Избавляйтесь от неё, иначе в обоих случаях формируется вытянутое, удлиненное лицо с открытым ртом, что придаёт ему глуповатый вид, Да и просто некрасиво.

В 3-5 лет просьба к родителям обратить внимание на речь. К 5-и годам она должна быть полноценной, а при нарушениях вспомните о короткой уздечке языка или губ. Это всё поправимо. О нормальном росте челюстей в возрасте 6-7 лет говорит появление промежутков между зубами (стали более редкими), они не меняются в размерах, а челюсти выросли и промежутки, естественно, увеличились. И это хорошо и правильно. А вот если зубки стоят плотно друг к другу, да если ещё и не начали меняться, то нарушение кальциевого обмена налицо. Это отнюдь не безразлично и очень важно для развития скелета в целом.

Небесполезны и старинные игры с детьми ("Сорока-ворона кашку варила…), так как вращение пальца по ладони массирует и этим развивает мышцы руки и речь ребёнка. Её развитию помогает и тренировка языка: когда он "цокает" им, изображая "как делает лошадка при ходьбе. Цоканье копыт, игра на трубочке, губной гармошке - это развивает мышцы языка, а значит и речь. Любите своего ребёнка, занимаясь с ним, вкладывайте во всё определённый смысл. Проще говоря, делайте всё с любовью и умом!